Пример сеанса практической навигации

Новости

Новогодняя распродажа!!!
Только до 24 декабря!!!
Специальные новогодние цены
на автомобильные рации и антенны

В отличие от большинства изданий по компьютерной тематике, использующих в качестве методической основы обучения более или менее подробное описание кем-то, когда-то и зачем-то разработанных примеров и предлагающих радоваться успехам их авторов, в этом разделе будет предложен общедоступный алгоритм проведения практического сеанса использования GPS-прёмника. Приступая к изложению этого материала, автор надеется, что ему удастся не только предложить подробную пошаговую инструкцию, но и в определённой степени обосновать логику и смысл происходящего.

В качестве типовой навигационной задачи выбирается GPS-сопровождение некоторого пешего похода (например – за грибами), происходящего в относительно незнакомой лесистой местности. В качестве навигационного инструмента – GPS-приёмник начального уровня без поддержки картографической информации (группы А и В – с точки зрения оперативной памяти). При этом предполагается, что владелец уже представляет себе назначение большинства кнопок, общую схему организации системного меню и в состоянии находить пути перемещения к управлению нужными функциями.

Для определённости все элементы сеанса навигации удобно разделить не несколько фаз или этапов.

Подготовительные действия

Логично предположить, что человек, ставший обладателем навигационного устройства, уже неоднократно пытался проверить его работоспособность и даже демонстрировал достигнутые успехи окружающим. Поэтому в памяти путевого журнала скорее всего уже содержится некий ПУТЬ из соответствующего количества ТОЧЕК, образовавшихся в результате пробных пусков. Так как пуски проводились не в том лесу, где планируется искомый поход, то желательно эти данные оттуда убрать, для чего нужно, добравшись после включения питания до архива ПУТЕЙ через системное меню, безжалостно очистить лог-файл приёмника. Заодно при этом следует убедиться, что функция записи лог-файла не была случайно отключена (в противном случае запись нового трека производиться не будет. Как правило, режим записи активируется "по умолчанию", то есть на уровне заводских настроек). Выполняя эту подготовительную работу, можно обратить внимание на то, что состояние ресурсов памяти для записи текущего трека в большинстве моделей индицируются некоторой шкалой, что при необходимости позволяет оценить потенциальные запасы свободных ТОЧЕК пути.

Аналогичные действия рекомендуется превентивно предпринять и в отношении данных в памяти путевого компьютера. Как правило, приёмник на соответствующей странице предлагает выбрать группы данных, предназначенных для удаления. При первом включении целесообразно полностью очистить все доступные позиции. Впоследствии на это действие необходимо обращать особенное внимание – у некоторых приёмников в список удаляемых данных предлагается включать не только данные путевого компьютера, но и все пользовательские архивы – ПУТЕЙ, ПУТЕВЫХ ТОЧЕК и МАРШРУТОВ.

Все эти подготовительные действия могут выполняться одновременно с любым стартовым сценарием, а также в любой момент после установления синхронизации приёмника с системой.

Стартовая фаза

Уже неоднократно отмечалось, что для уверенного приёма спутниковых сигналов нужно располагать GPS-приёмник на открытом месте. Это особенно актуально для первых сеансов навигации, когда весьма желательно минимизировать все мешающие факторы.

Итак, произведя очистку путевого журнала, можно вернуться на страницу спутников и посмотреть, как обстоят дела с захватом спутниковых сигналов. Если процесс синхронизации успешно завершился, то на этой странице уже должны присутствовать вычисленные трёхмерные координаты текущего местоположения с указанием ориентировочной погрешности. В дальнейшем количество зафиксированных спутников и фактическая величина погрешности могут изменяться. В случае удачного расположения спутников и полностью открытого неба все позиции принимаемых сигналов оказываются закрашенными.

Убедившись в том, что приёмник вошёл в режим синхронизации с системой, можно перейти на страницу карты (некоторые приёмники делают это автоматически) и установить оптимальный масштаб отображения (шкала масштаба обычно присутствует в углу экрана). Местоположение приёмника отображается на странице карты каким-либо контрастным значком – например равнобедренным треугольником, наиболее острая вершина которого и соответствует вычисленным координатам.>

По мере увеличения масштаба вокруг этой вершины проявляется некоторая окружность, которая символизирует декларируемую GPS-приёмником точность. Продолжая увеличивать масштаб вплоть до ухода окружности за рамки экрана можно заметить одно обстоятельство – несмотря на неподвижность прибора, искомый треугольник начинает чертить на экране трек своего перемещения. Это происходит из-за изменения погрешностей вычисления координат, которые как увеличиваются, так и уменьшаются в зависимости от комбинации и расположения спутников. Следует также иметь в виду, что на величину ошибки могут влиять пролетающие самолёты и даже проходящие в отдалении поезда.

Вполне естественно, что начинающие пользователи испытывают устойчивое желание выйти на максимальное увеличение – очевидно от подсознательной надежды всё же увидеть окружающие подробности ландшафта. Но убедившись, что этого, увы, не происходит, можно сосредоточиться на более актуальных для общей задачи проблемах. Поэтому целесообразно установить масштаб на практическом уровне 100 – 200 метров и приступить к заданию первой ПУТЕВОЙ ТОЧКИ, отмечающей место начала движения (например, с названием ST – старт). В большинстве моделей GPS-приёмников для этого предусмотрена специальная кнопка, которая фиксирует координаты на момент нажатия и открывает диалог задания свойств ПУТЕВОЙ ТОЧКИ – коррекцию её названия, выбор значка и т.д. Будучи определённой в соответствии с предусмотренной процедурой, введённая ПУТЕВАЯ ТОЧКА отображается на карте и впоследствии может и будет использоваться в качестве пользовательского ориентира.

Итак, отметив точку начала, можно начинать движение в произвольном направлении.

Движение

Как уже отмечалось, для обеспечения нормального приёма спутниковых сигналов приёмник скорее всего придётся нести в руке. При этом, во избежание различных путевых осложнений не следует сосредотачивать всё внимание на разглядывании его экрана. Вполне достаточно периодически контролировать захват спутников, точнее – отсутствие сообщений об их потере (практически на всех страницах системного меню в случае длительной потери сигналов появляется соответствующее предупреждение). А вот выбор страницы сопровождения движения зависит от того, каким образом определена цель предпринимаемого похода.

В том случае, если имеется задача уйти куда-нибудь на север – целесообразно выбрать страницу компаса. Но нужно обязательно понимать, что показания компаса верны только при перемещении приёмника со скоростью, превышающей некоторый минимальный порог. В противном случае шкала компаса или его стрелка будет крутиться вокруг своей оси – из-за всё тех же ошибок. Величину этого порога проще всего определить практически.

Как правило, все современные приёмники позволяют настраивать способ ориентации компаса. Можно выбрать такой вариант, когда нулевой румб шкалы (север) всегда будет находиться вверху экрана. При этом стрелка компаса будет соответствовать направлению движения. И, наоборот, можно выбрать режим, при котором стрелка всегда будет показывать на север, а шкала – поворачиваться в зависимости от направления перемещения (сказанное, собственно говоря, относится и к способу ориентации страницы карты).

Помимо шкалы и стрелки компаса на этой странице в большинстве случаев имеются поля, отображающие текущие координаты и некоторые данные пройденного пути. Тип отображаемых данных, как правило, может быть выбран из общего списка полей путевого компьютера.

В том случае, если целью перемещения является прохождение некоторой дистанции, независимо от направления, можно воспользоваться страницей путевого компьютера. Как правило, на этой странице предусмотрено значительное количество полей данных, отображающих свойства произведённых перемещений. Они могут выбираться из предусмотренного данной моделью набора контролируемых значений и их следует определить, исходя из соображений практического свойства. В качестве примера можно указать некоторые из них: одометр (измеритель) пройденного пути, удаление (по прямой) от места старта или какой-либо ПУТЕВОЙ ТОЧКИ, средняя скорость движения, время движения, общая длительность остановок и т.п.

И, наконец, при отсутствии цели можно сопровождать движение по местности индикацией страницы карты, меняя при необходимости её масштаб и не забывая о наличии погрешности, которая, в принципе, может помешать точному совпадению треков, рисуемых при повторном обходе одних и тех же элементов ландшафта.

Если в процессе движения возникает необходимость отметить какие-либо встреченные или найденные особенности (болотистые участки, особо урожайные на грибы места, пересекаемые просеки, тропинки, и т.д.), то сделать это можно с помощью установки новых ПУТЕВЫХ ТОЧЕК. При этом следует иметь в виду, что в их названиях нужно как-то постараться обозначить их уникальность – ведь потом можно и не вспомнить, что именно привлекло внимание в ПУТЕВОЙ ТОЧКЕ с именем WP05.

Точка возврата и режимы навигации

Достигнув поставленной в начале движения цели (или просто израсходовав половину лимита отведённого времени), следует подготовиться к возвращению в исходную точку.

Сделать это можно по-разному. Наиболее просто, открыв страницу карты, повернуть назад и стараться двигаться таким образом, чтобы индикатор положения перемещался вдоль имеющегося трека в обратном направлении. Однако этот способ, несмотря на итоговую результативность, существенно ограничивает возможности владельца. А что будет, если захочется зачем-то прилично отклониться от имеющегося следа? Потом снова возвращаться и так – постоянно?

Поэтому для возвращения более целесообразно использовать возможности навигационных режимов. Для этого, достигнув точки возврата, нужно остановиться и сохранить пройденный путь в виде отдельного файла в памяти GPS-приёмника. В зависимости от модели устройства владельцу предлагаются различные варианты сохранения ПУТИ – в объёме всего имеющегося в памяти лог-файла, или его частей, каким-либо образом привязанных к временным интервалам. Выбрав наиболее подходящий вариант, отредактировав его название и сохранив его в памяти, можно выбрать один из навигационных режимов, не забыв очистить после сохранения пути лог-файл.

Как уже отмечалось, приёмники могут поддерживать режим НАВИГАЦИИ по… (конкретному пути или маршруту) или – к … (указанной владельцем путевой точке из набора имеющихся в памяти прибора).

В том случае, если выбран режим НАВИГАЦИИ к ПУТЕВОЙ точке (старта или к какой либо иной), приёмник на странице компаса в движении будет показывать стрелкой направление на эту точку. Двигаться при этом нужно будет таким образом, чтобы искомое направление по возможности более точно совпадало с вертикальной осью карты и чтобы скорость перемещения была достаточна для устойчивых показаний. Естественно, что в этом случае, независимо от траектории движения, приёмник постепенно приведёт своего владельца к указанной точке по кратчайшему пути, конечно, если не обнаружится непреодолимых препятствий в виде водных пространств, болот, и т.п. Отклонение от предписанного направления не критично, так как стрелка компаса будет постоянно указывать в нужную сторону, даже в том случае, если владелец движется по окружности без приближения к цели.

Соответственно, выбор режима НАВИГАЦИИ по конкретному ПУТИ позволит владельцу более или менее "скурупулёзно" повторить пройденную траекторию, не заботясь о запоминании естественных ориентиров. В зависимости от возможностей и настроек приёмника можно рассчитывать на своевременное появление соответствующих подсказок о предстоящих поворотах, уходе с траектории и даже ориентировочном времени прибытия к указанной цели с учётом текущей скорости перемещения. Имея в памяти сохранённый в виде файла путь и активизировав его для навигации, можно двигаться как к его началу, так и к концу, и необязательно по всей траектории – режим НАВИГАЦИИ по … можно активизировать и на любой части этого пути. При этом выбор режима отображения может быть произвольным – как по карте, так и в сопровождении компаса.

В завершение следует отметить, что при движении в обоих режимах навигации приёмник будет продолжать запись новой траектории, конечно, если запись лог-файла не была принудительно заблокирована.

Окончание сеанса

Вернувшись с помощью приёмника к начальной точке маршрута и получив от него сообщение об удачном прибытии, следует отключить задействованный режим навигации. В том случае, если вторая половина маршрута представляет собой самостоятельную ценность, этот путь также следует сохранить, а лог-файл – снова очистить. Подобный подход к постоянному упорядочиванию пользовательских данных, не смотря на определённую занудность, является наиболее простым и эффективным средством для минимизации возможных недоразумений – особенно на начальном этапе освоения новой техники.




ВходРегистрация