Работа с пользовательскими данными

Новости

Новогодняя распродажа!!!
Только до 24 декабря!!!
Специальные новогодние цены
на автомобильные рации и антенны

Получение и загрузка данных

В зависимости от указанной в настройках программы модели GPS-приёмника (а их список достаточно объёмен и расширяется с каждой новой версией) содержание раскрывающегося меню обмена данными GPS изменяется, однако основные функции, связанные с получением и отправкой данных, сохраняются.  Соединив приёмник кабелем с компьютером и включив его, пользователь получает возможность выбора типа и направления перемещения данных (на ближайшем рисунке в качестве примера показан набор функций для одного из приёмников линейки GARMIN).

Процесс выкачивания данных из памяти GPS-приёмника сопровождается появлением маленького табло  в левой нижней части окна программы и имеет некоторые особенности. Как правило, архив файлов ПУТЕЙ копируется в память программы целиком, то есть без возможности выбора конкретного трека. При этом файлы, независимо от их названий в GPS-приёмнике, приобретают последовательные номера. Лог-файл текущего трека при этом также копируется. В более старых моделях GPS-приёмников возможна ситуация, когда вся полученная компьютером информация архива ПУТЕЙ образует в компьютере файл одного суммарного трека.

Скопированные в оперативную память компьютера ПУТИ отображаются на карте программы "OziExplorer" разными цветами. Однако это не означает, что они автоматически пополнили соответствующий архив – их следует поочерёдно сохранить в виде отдельных файлов (в папке Data каталога программы).

Для сохранения файлов ПУТЕЙ удобно использовать редактор треков. Он может быть активизирован через меню Вид – функция TrackКонтроль…, или кнопкой на основной панели управления программы.

 В появившемся окне присутствует список загруженных ПУТЕЙ. Имеющиеся на панели кнопки позволяют сохранять выделенные треки, просматривать их описания и свойства, менять вид отображения на карте, а также редактировать положение точек, составляющих эти треки. В том случае, если выделенный трек был сохранён в архиве под каким-либо именем, его название в списке адекватно изменится. Изображение трека на карте при его выделении в списке также меняется – становятся видимыми образующие его точки.

Получение из памяти GPS- приёмника данных по ПУТЕВЫМ ТОЧКАМ и МАРШРУТАМ приводит к аналогичным результатам – они отображаются на карте, могут быть сохранены в виде файлов и – при необходимости – отредактированы соответствующими встроенными редакторами. Следует ещё раз отметить, что пользовательские ориентиры – ПУТЕВЫЕ ТОЧКИ – должны быть загружены в память приёмника до загрузки МАРШРУТОВ, построенных на их основе.

Выполнение обратной процедуры – а именно отправка данных в GPS-приёмник – должно производиться после загрузки файлов из архива в оперативную память программы или их создания с помощью встроенных редакторов на базе имеющейся карты.

Ещё одной функцией, доступной на уровне рассматриваемого обмена данными между GPS-приёмником и компьютером, является возможность получения альманаха положения спутников. Он также может быть сохранён в виде файла и использован некоторыми навигационными программами (например – уже упоминавшейся VisualGPS) для ускорения процесса синхронизации.

Редактирование пользовательских данных

Необходимость редактирования пользовательских навигационных данных может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Во-первых, временное ухудшение приёма спутниковых сигналов и, тем более, потеря синхронизации со спутниками может привести к записи в трек ложных точек ПУТИ, что естественно исказит сам трек и может вызвать недоумение при использовании его в режимах навигации. Во-вторых, из-за несвоевременного освобождения памяти приёмника или выборе неадекватного временного интервала при сохранении данных может потребоваться использование ещё более серьёзной коррекции – в виде исключения из состава трека ненужных участков. Возможно по каким-либо причинам потребуется разбить ПУТЬ или МАРШРУТ на отдельные элементы с возможностью их автономного использования, или – наоборот – объединить несколько таких блоков в один общий файл. Или изменить расстановку ПУТЕВЫХ ТОЧЕК с учётом практической проверки на местности. И – так далее.

В принципе, функциональные возможности встроенных редакторов (впрочем, как и многих других элементов программы "OziExplorer") более чем разнообразны. Многие из них интуитивно понятны, поэтому можно рекомендовать попытаться самостоятельно поэкспериментировать с имеющимися кнопками. Дальнейшие пояснения будут ограничены обсуждаемыми прикладными задачами.

Просмотр треков и редактирование его точек

Как уже отмечалось, загруженный с диска или из памяти приёмника ПУТЬ отображается на экране на фоне карты с соответствующими ему координатами. В том случае, если по каким-либо причинам в программе открыта карта другого района, можно выбрать необходимую карту вручную или использовать одну из функций поиска. Например, вызвав на экран уже упоминавшуюся панель редактора треков и выделив сам трек, можно открыть окно списка его точек с помощью соответствующей кнопки  . Далее, уже в окне этого списка, выделить одну из точек и нажать кнопку поиска карты для этой позиции  . В случае наличия нескольких карт будет предложена возможность их выбора.

Для того, чтобы рассмотреть подробности траектории, нужно увеличить масштаб отображения карты. При этом на экране останется только часть трека. Используя выделение точек в окне листа списка и нажав кнопку прицела  , можно переместить часть карты с позицией выделенных точек в центр экрана и далее, с помощью клавиш "вверх / вниз" перемещаться по траектории. Окно списка и окно редактора при этом полезно свернуть до размера верхней части панели.

Однако намного более интересным вариантом просмотра траектории является автоматическое воспроизведение или "проигрывание" трека. Это особенно полезно для просмотра длинных треков, не умещающихся на одном листе карты. Активизация этого режима производится кнопкой на панели редактора  , открывающей дополнительные возможности работы с точками трека. Выбрав функцию контроля перемещения по треку и задав в новом окне параметры отображения, можно включить режим воспроизведения и просто наблюдать процесс проигрывания траектории ПУТИ, не заботясь о последовательном открытии нужных карт – их поиск и перезагрузка будет выполняться автоматически. Процесс воспроизведения можно в любой момент остановить, продолжить и перезапустить на другой скорости с помощью кнопок на панели управления окна контроля  .

Вполне возможно, что пристальное рассмотрение траектории позволит обнаружить некоторые погрешности зафиксированного приёмником ПУТИ. На следующем рисунке показан пример практической траектории, образовавшейся в результате падения приёмника с торпеды на пол автомобиля при повороте. Если устранение возникших ошибок является принципиальным, то положение точек можно изменить или отредактировать.

Для этого на панели редактора треков нужно включить один из режимов выделения активных точек  . Очертив на карте при нажатой левой кнопке мыши прямоугольную область, охватывающую "неправильные" точки, их можно перевести в активное состояние (они становятся при этом красными). Далее, наводя указатель на активную точку и нажав клавишу Shift, её можно переместить в нужное место при нажатой левой кнопке мыши. Проделав эту операцию со всеми точками, требующими указанной коррекции, нужно сохранить файл ПУТИ для закрепления произведённых изменений.

Занимаясь коррекцией точек трека, следует иметь в виду, что если их большая часть не укладывается на те места карты, которые пользователь считает наиболее подходящими, то дело тут, скорее всего, в неправильной привязке карты, а не в ошибках местоопределения.

Как уже отмечалось, возможности редактора траекторий не ограничиваются описанными. При необходимости можно разделять треки на отдельные элементы и объединять несколько путей в один. Можно строить профили перемещения по треку с учётом вычисленной высоты или мгновенной скорости. Можно различным образом фильтровать данные точек треков и т.п. Наконец, можно минимизировать размер файла трека, исключая из его состава лишние и малоинформативные точки на прямолинейных участках.

Редактирование свойств ПУТЕВЫХ ТОЧЕК

Вполне естественно, что редактировать можно только те путевые точки, которые в данный момент присутствуют в оперативной памяти программы. Для этого они должны быть загружены из архива, скачаны из GPS приёмника или созданы программой. В качестве примера, загрузив какой-либо файл ПУТЕВЫХ ТОЧЕК, можно, используя кнопку основной панели программы  , вызвать на экран дополнительное окно списка ПУТЕВЫХ ТОЧЕК (оно показано на следующем рисунке).

Кнопки управления этого окна позволяют сортировать ПУТЕВЫЕ ТОЧКИ, искать карты, содержащие координаты этих точек, загружать выбранные из всего списка точки в GPS приёмник и т.д.

Помимо этого, посредством кнопок нижней панели окна можно, удалять точки из файла, назначать (создавать) новые и просматривать свойства ПУТЕВЫХ ТОЧЕК, выбранных из общего списка.

    

Окно редактирования свойств выбранной ПУТЕВОЙ ТОЧКИ показано на следующем рисунке. Оно позволяет изменить название данной ПУТЕВОЙ ТОЧКИ, редактировать её координаты (что, впрочем, не очень удобно), добавлять при необходимости описание и менять символ отображения на экране карты.

В том, что касается изменения координат имеющейся ПУТЕВОЙ ТОЧКИ или задания их же для вновь создаваемой, намного более удобно пользоваться основным окном программы. Найдя на карте искомую ПУТЕВУЮ ТОЧКУ, следует подвести к ней указатель и, нажав клавишу Shift и левую кнопку мыши, аккуратно переместить её на необходимое место. Для создания новой ПУТЕВОЙ ТОЧКИ в верхней панели основного окна программы имеется специальная кнопка  , которая после активизации позволяет расположить новую ПУТЕВУЮ ТОЧКУ в необходимом пользователю месте.

Не следует забывать, что все сделанные изменения нужно обязательно сохранять, кстати, это касается всех изменений, сделанных с помощью имеющихся дополнительных окон программы.

Создание и редактирование МАРШРУТОВ

Элементы управления программы OziExplorer позволяют достаточно легко создавать массивы пользовательских навигационных данных без участия GPS-приёмников и соответствующих движений на местности. Естественно, что это возможно при наличии достаточно точных и аккуратно откалиброванных карт.

Учитывая, что создание ПУТЕЙ и, тем более – ПУТЕВЫХ ТОЧЕК практически не может вызвать затруднений, ниже будет достаточно подробно описан процесс создания и редактирования МАРШРУТОВ.

Следует отметить, что во всём предыдущем материале понятию МАРШРУТОВ уделялось не очень много внимания. Как правило, работа с МАРШРУТАМИ реализуется далеко не на первых этапах освоения GPS-приёмников. Поэтому здесь – как и было обещано ранее – будут сделаны некоторые пояснения, позволяющие в известной степени разобраться с этим процессом.

Предположим, что группа пеших туристов отправляется в многодневный поход по относительно незнакомой местности в сопровождении портативного GPS-приёмника. Попытка записать полный трек похода может вступить в противоречие с необходимостью закупки и транспортировки немалого количества батареек. Но вопрос здесь несколько в ином – а нужен, ли он, вообще, этот полный трек? Зачем другим людям полный повтор блужданий по местности в поисках брода или просеки? Не проще, ли, ограничиться набором необходимых ориентиров, которые позволят добраться до намеченной точки, оставляя полный простор для первопроходчества?

Но есть и более наглядный пример – поездка в незнакомое место на автомобиле. Здесь полный трек ПУТИ не только не нужен, но и вреден – он явно будет отвлекать водителя от основной задачи. Тем более, что дорога – это, по сути – колея, которая не оставляет много возможностей для потери направления. Другое дело – повороты и развилки. Вот тут-то и становятся нужными указатели, в качестве которых и удобно использовать ПУТЕВЫЕ ТОЧКИ. Естественно, что важны при движении не только они сами, но и последовательность их достижения.

Подводя итог, следует определить МАРШРУТ как совокупность ПУТЕВЫХ ТОЧЕК, объединённых в заданной пользователем последовательности. Соответственно, при НАВИГАЦИИ по МАРШРУТУ эти ПУТЕВЫЕ ТОЧКИ будут служить ориентирами для указания направления движения (азимута), автоматически меняющимися при достижении ближайшей. Многие GPS- приёмники позволяют в режиме НАВИГАЦИИ ПО МАРШРУТУ показывать не только расстояние до следующей ПУТЕВОЙ ТОЧКИ, но и предупреждать о её достижении и новом азимуте, причём в ряде случаев и звуковыми сообщениями.

В принципе, МАРШРУТЫ могут быть созданы средствами самих GPS-приёмников. Но процесс это – трудоёмкий и требует наличия базы ПУТЕВЫХ ТОЧЕК, которые нужно либо откуда-то взять, либо создать на местности. Намного более удобным является предварительное создание МАРШРУТА на компьютере в среде программы "Oziexplorer"

Итак, для создания МАРШРУТА необходимо выполнить следующие действия.

Во-первых, загрузить в память программы файлы ПУТЕВЫХ ТОЧЕК, если они подходят для создания этого МАРШРУТА. В противном случае их необходимо расставить на карте вручную, так, как это было описано выше. При этом следует избегать слишком плотной расстановки – она затруднит ориентирование, да и об экономии ресурсов забывать не следует. И если ПУТЕВЫЕ ТОЧКИ ставятся вновь, их нужно обязательно сохранить в соответствующий файл.

 Результат расстановки точек на некоторой местности показан на рисунке слева, который иллюстрирует прокладку МАРШРУТА от некоторой железнодорожной станции Ждадово до некоторого посёлка Толмачёвка. После сохранения этих ПУТЕВЫХ ТОЧЕК в файл следует активизировать окно редактора МАРШРУТОВ, для чего на верхней панели окна программы предусмотрена соответствующая кнопка  . В результате появляется окно создания и редактирования МАРШРУТОВ, которые по умолчанию обозначены как R0 – R...

 

Выбрав любой из них, нужно двойным щелчком по нему открыть его свойства, что приведёт к появлению следующего окна, показанного ниже. В его левой части будут присутствовать имеющиеся в памяти программы ПУТЕВЫЕ ТОЧКИ. Их следует выбрать – все сразу или по мере необходимости, после чего они появляются в правой части этого окна. Подтверждается состав МАРШРУТА кнопкой ДА в нижней части этого окна. При этом в окне редактирования МАРШРУТОВ в верхнем поле появляется МАРШРУТ с выбранным названием, а в нижнем поле – его состав и расстояния между ПУТЕВЫМИ ТОЧКАМИ. Закрыв дополнительные окна, можно наблюдать результат этих действий на фоне карты – в том случае, если индикация МАРШРУТА активирована соответствующей кнопкой основной панели программы.

Далее, МАРШРУТ должен быть сохранён в архиве под каким-либо  именем (*.rte). Достаточно очевидно, что составляющие его ПУТЕВЫЕ ТОЧКИ также целесообразно записать в файл с таким же именем (*.wpt) и хранить где-нибудь рядом. Следует специально подчеркнуть, что не только отображение МАРШРУТА, но запуск режима НАВИГАЦИИ по нему возможны только в том случае, если в памяти одновременно присутствуют файл МАРШРУТА и файл составляющих его ПУТЕВЫХ ТОЧЕК.

Как видно из предыдущего рисунка, окно редактирования маршрутов позволяет, в том числе, скачивать и загружать эти данные в память GPS-приёмников (Send / Get).

Заканчивая краткое описание работы с маршрутами, можно отметить, что при необходимости – например, по результатам практических испытаний (см. например, ПУТЕВУЮ ТОЧКУ №7) – МАРШРУТ может быть откорректирован посредством добавления, удаления или простого перемещения составляющих его ПУТЕВЫХ ТОЧЕК. В необходимости изменения в последнем случае, собственно, самого файла МАРШРУТА желающие могут разобраться самостоятельно.

 




ВходРегистрация