Антенны Мачты для Си-Би антенн

Новости

Бюллетень Си-Би №8 Декабрь 1995 г

Автор Олег "Фаэтон" (3А9000)

В бюллетене Си-Би №2 за 1995 г. в статье о дальности связи мы говорили о том, что высота подвеса антенны является главным фактором, определяющим дальность связи. Вопросы установки антенн на крышах городских зданий обсуждать очень трудно, т.к. возможные варианты зависят от конкретных условий на конкретной крыше, а высокие мачты там чаще всего не требуются. Иначе вопрос решается в условиях загородной местности. Наилучшим “полигоном“ для экспериментов с мачтами является загородный дачный участок, связь с которым часто бывает затруднена из-за большого расстояния, а иногда и неблагоприятного рельефа местности. Компенсировать эти отрицательные факторы призвана мачта, на которой размещается антенна.

Идеальным вариантом было бы использование армейских мачт заводского изготовления, предлагаемых иногда на “диком” рынке в 16 канале. Однако законность приобретения таких мачт не всегда соответствует нормам, поэтому в данной статье мы их рассматривать не будем.

Существует много вариантов изготовления и подъема самодельных мачт. Многие материалы теперь стали доступнее (хотя и много дороже) и купить их можно на легальном рынке. Автором изготовлена и успешно эксплуатируется мачта, состоящая из шести двухметровых дюралевых труб внешним диаметром 40 мм с толщиной стенки 1,5 мм. Длина секции выбиралась из соображений удобства перевозки в легковом автомобиле (даже в салоне). Опыт показал, что высота 12 м является оптимальной для размещения на ней антенн типа GP 1/4, 1/2, 5/8l. Дальнейшее наращивание высоты за счет применения еще хотя бы одной секции вызывает трудноустранимые прогибы тела мачты со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями. Учитывая тот факт, что на дачных участках провода подвода электроэнергии образуют довольно плотную сеть, подъем мачты большей длины создает проблемы, а падение мачты на провода или участок соседа в лучшем случае создаст конфликт, а в худшем судебное разбирательство.

Для соединения секций используются так называемые бужи (рис.1). Эта деталь вытачивается из дюралюминия на токарном станке. Если это вызывает трудности, можно соединить секции между собой и отрезками трубки, диаметр которой точно соответствует внутреннему или наружному диаметру трубы секции. Соединение в этом случае придется делать с помощью сквозных болтов, а оттяжки крепить к хомутам.

Если около места установки мачты есть достаточно высокое строение, подъем мачты несложен (рис.2), и его могут осуществить два человека. Важно правильно выбрать место закрепления стропы, чтобы равномерно распределить нагрузку. Не следует после подъема мачты снимать с нее подъемную стропу. Она еще может пригодиться при опускании (при настройке антенны опусканий-подъемов может быть несколько!). В условиях Подмосковья с его умеренными ветрами можно обойтись тремя оттяжками в каждом ярусе. Для того, чтобы исключить прогиб тела мачты высотой 12 м, нужно использовать три яруса оттяжек. Бужи (рис.1) имеют отверстия для крепления оттяжек, которое можно осуществить простым “коровьим” узлом. В качестве оттяжек автор использовал кабель полевого телефона, состоящий из двух жил стального изолированного провода (его можно купить на рынке в Митино).

Материалом для изготовления мачты может служить и дерево. Подмосковные леса богаты елью. Несколько лет назад здесь случился редкой силы ураган. Ветер ломал строевые сосны, как спички, ели же вырывались с корнем, оставаясь целыми. Именно поэтому автор рекомендует использовать для мачты именно ель. Ее древесина не требует трудоемкой обработки и хорошо противостоит воздействию осадков. Длинные ( до 20 метров) ели с узкой кроной и тонким комлем нетрудно найти в густом лесу. Сухостойные ели настолько легки, что их нетрудно вывезти из леса к месту установки волоком.

Для повышения долговечности ствол можно обработать креозотом, используемым для пропитки телеграфных столбов. Имейте в виду, что креозот является сильным ядом и при работе с ним следует использовать средства защиты глаз, кожи и органов дыхания.

При установке деревянных мачт в землю можно ограничиться ямой глубиной 15-20 см. Большая глубина будет мешать опусканию мачты для обслуживания антенны.

Если надземная часть мачты может простоять более 10 лет (даже без обработки), то ее конец, находящийся в земле, начнет гнить уже через год. Для борьбы с этим явлением можно использовать один из доступных способов:

- обмазка комля горячим битумом,

- обжигание комля до обугливания на костре.

Эти способы просты, не требуют специальных навыков, инструментов, но дают хорошие результаты.

Оттяжки на теле деревянной мачты следует крепить только хомутами (рис.3): ни гвозди, ни шурупы, ни узлы здесь совершенно неприемлемы!

Если подъем мачты заводского изготовления, снабженной лебедкой, не вызывает затруднений, то поднять цельную конструкцию в условиях дачных “соток” бывает проблематично.

Простейший и наиболее часто встречающийся случай показан на рис.2. Пояснений он не требует. Но как быть, если дом еще не построен? Здесь может помочь ближайшее дерево с толстыми прочными ветвями. Можно, конечно, влезть на него, но можно, перекинув строп через одну из ветвей, избавить себя от “верхолазной” работы. Если трение стропа о ветку слишком велико, можно воспользоваться лебедкой, но чаще всего в этом не возникает необходимости (рис.4).

А что делать, если на участке нет ни дерева, ни дома? Выход есть и здесь. Следует просто применить вспомогательную стрелу из подручного материала - она поможет преодолеть первоначальную силу тяжести, приходящуюся примерно на центр мачты (рис.5).

Все эти способы хороши, когда рядом нет электрических проводов. А как быть, если подъем предстоит на участке с уже сложившейся застройкой и сетью воздушных коммуникаций? Для этого случая предлагается вариант, показанный на рис.6. Автору довелось осуществлять его в одиночку. Помогло только очень большое желание иметь антенну, да шутливая поговорка радиолюбителей: “Антенны - это наука о тяжестях”. На рисунке изображены два человека, хотя подобные работы лучше выполнять втроем.

Ну вот, мачта поставлена. Однако дело на этом еще не закончено. Тело мачты, нагруженное весом антенны, может иметь недопустимые прогибы, ликвидировать которые помогут оттяжки.

Из практики известно, что прогиб мачт (отклонение ее от вертикали) не должен превышать 1/200 расстояния между соседними ярусами оттяжек. Вертикальность мачт проверяют теодолитом или артиллерийской буссолью. Если этих приборов не окажется под рукой, то остается воспользоваться либо отвесом, либо глазомером. Отклонение тела мачты от вертикали вызывает перегрузку части оттяжек, так как к усилию от натяжения прибавляется чась веса самой мачты, тогда как при вертикальном положении мачты весь ее вес несет только основание. Схема проверки натяжения оттяжек приведена на рис.7.

Натяжение оттяжки должно быть таким, чтобы величина стрелы провеса оттяжки d составляла 1-2% от величины ее пролета (горизонтальной проекции оттяжки). Схема проверки вертикальности мачты и исправления сдвигов на оттяжках приведена на рис.8.

 

Любую регулировку начинают с нижних ярусов. Регулировка вертикальности - дело долгое и кропотливое. Не жалейте времени и сил и мачта будет служить Вам долго. Несмотря на кажущуюся простоту, мачта высотой 15 - 20 м - сооружение серьезное и ее падение может принести не только неприятности, но и трагедии. Не пренебрегайте никакими мелочами. Желаю успехов и дальних связей!

 



До 22 октября мы снизили цены на популярные модели

Количество товара по акции ограничено, наличие товара указано на сайте.

Автомобильная антенна MegaJet Omega Mag 90
Диапазон CB
Магнитное основание
Длина антенны 90 см.
2300 руб.
1580 руб.
Автомобильная рация MegaJet MJ-150
Диапазон CB 27 Мгц,
225 каналов.
Мощность 4 Вт.
Нули-пятёрки.
4100 руб.
3600 руб.
Автомобильная антенна Optim Hustler 1c/100
Диапазон: CB (27 МГц)
Магнитное основание
Длина антенны: 150 см
1280 руб.
999 руб.
Автомобильная рация MegaJet MJ-850
Диапазон: CB (27 МГц)
320 (360) каналов
Мощность 18 Вт
Корейская сборка
6690 руб.
4300 руб.

 


ВходРегистрация